Государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования Выборгского района Санкт-Петербурга

Школа для родителей

Консультация педагога-психолога

«Адаптация ребенка к занятиям в Доме детского творчества»

Здравствуйте, уважаемые родители!

 

Сегодня мы с Вами поговорим о том, как дети привыкают к условиям Дома детского творчества, и, что нужно делать для того, чтобы адаптация ребенка была более комфортной.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка Дом детского творчества, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Дополнительная нагрузка, строгий режим дня, новые требования к поведению, встреча с новыми взрослыми людьми и незнакомыми детьми требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения и является очень трудной задачей.

Внутренний дискомфорт ребенка обычно выражается в капризах, слезах, истериках, отказе от еды и сна, общения со сверстниками. В этот период у ребенка могут появиться так называемые «вредные привычки»: сосет пальцы, грызет ногти, облизывает губы и т.п.

Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и играть роли (в старшем дошкольном возрасте).

Порой тяжелая адаптация ребенка может сопровождаться частыми простудами, болезненными состояниями. Дети, привыкшие к общению только с родителями, могут испытывать трудности, так как у них не сформирован навык общения.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от: психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в детском учреждении.

То есть, как Вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

 

  1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  2.  Поддерживайте творческое начинание ребенка: выделите для него личное пространство, где он сможет спокойно заниматься.
  3.  Обеспечьте ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, приложите все усилия, чтобы он постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.
  4.  Поддерживайте и настраивайте ребенка на положительное отношение к учреждению. Его посещение он должен воспринимать как праздник, а не как наказание.
  5.  Познакомьтесь с педагогами заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для Вашего ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что между родителями и педагогами установились добрые отношения: тогда он спокойно примет человека, которому его доверяют.
  6.  Прививайте ребенку необходимые навыки самообслуживания.
  7. Раскройте ребенку «секреты» возможных навыков общения с детьми или взрослыми людьми.
  8.  Старайтесь отдать его в объединение, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  9.  Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда сложно.
  10.  Хвалите его! В любой работе найдите, за что можно похвалить ребенка. Даже, если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее, и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.
  11.  Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи. Не сравнивайте его с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает.
  12.  Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
  13.  Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

 

  •  хороший аппетит,
  •  спокойный сон,
  • охотное общение с другими детьми,
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
  • нормальное эмоциональное состояние.

 

Желаем Вам и Вашим детям прекрасного настроения и хорошего здоровья!!!

 

Десять ключей успешного воспитания

  1.  Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
  2.  Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
  3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
  4.  Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:– Что случилось бы, если б я не вмешался? Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.
  5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением.
  6.  Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.
  7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?».
  8.  Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
  9.  Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.
  10.  Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?