Государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования Выборгского района Санкт-Петербурга

Коллегам — педагогам

Рекомендации педагогам по повышению адаптационных способностей обучающихся

Адаптация – это приспособление человека к изменяющимся условиям.

 

Адаптация обучающихся 1 года обучения проходит в 3 этапа.

 

Первый этап адаптации относится к тому периоду, когда обучающийся привыкает к учебному процессу, к условиям и методам обучения. В этот период его адаптация особенно затрудняется «невниманием» к нему педагога, неопределенностью подлежащего усвоению материала, необходимостью работать самостоятельно.

 

Второй период адаптации связан с укреплением статуса обучающегося в коллективе (называется межличностной адаптацией). На данном этапе он проявляет чувство принадлежности к группе, между обучающимися начинают возникать симпатии, дружеские, доверительные отношения.

 

На третьем периоде процесса адаптации начинают развиваться установки оценивания своих возможностей, личностных качеств, формируется собственная самооценка, развивается самоконтроль и самоанализ своих действий и поступков (проходит процесс самооценочной адаптации).

 

Рекомендации для более эффективной адаптации обучающихся первого года обучения

к новому учебному процессу:

  1. Учитывайте индивидуальный подход к обучающемуся с учетом психологических и возрастных особенностей.
  2. Не сравнивайте между собой обучающихся, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
  3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу: проблемное обучение (мозговые штурмы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ обучающимися своей деятельности (самоанализ покажет эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны), разнообразные педагогические технологии.
  4.  Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы обучающимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
  5.  Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность обучающимся занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
  6. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
  7.  Всячески предупреждать повышение тревожности у обучающихся.

 

Советы по развитию мотивации обучающихся

 

  1. Эффект любопытства. Особое внимание обучающиеся проявляют к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучающимся преподносятся известные им знания или умения. Если материал занятия содержит мало новой информации или не содержит её совсем, то быстро достигается «психологическое насыщение»: обучающиеся отвлекаются, у них наступает «двигательное беспокойство».
  2.  Через один интерес к новому интересу. Подобное происходит и в том случае, когда обучающимся не за что «зацепиться» в своём прошлом опыте познания. Л.С. Выготский писал: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультативным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению».
  3.  Эффект загадки. Обучающиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Они с удовольствием разгадывают загадки и др. Если вам удалось в канву занятия вплести этот эффект, считайте, что вам уже удалось пробудить у ваших обучающихся желание решать те задачи, которые вы перед ним поставили. (Например, через одно-два занятия вводите задания, у вокалистов: угадать известную мелодию или песню с пяти нот, у хореографов: догадаться, кто из животных иногда выполняет такие движения, в тестопластике: каких животных можно слепить из двух больших и шести маленьких шариков и т.п.)
  4.  Подталкивание к поиску решения вопроса с помощью противоречий. (Например: «Ребята, нам необходимо решить задачу двух противоречий: нам нужно придумать окончание танца так, чтобы оно вызывало усиление эмоций, хотя музыка к концу замедляется и становится тише. Давайте фантазировать вместе»).
  5. Использование «эффекта вызова». Существует естественное стремление у всех людей к постоянному развитию своих способностей. Поэтому люди, как правило, «ищут вызовов», хотя существует риск провала. Используйте этот приём не часто, т.к. когда обучающиеся иногда сталкиваются с проблемами, представляющими для них реальные препятствия, то у них возникает желание принять вызов и пойти на этот риск. А если такой вызов и мобилизация сил часты, то возникает эффект усталости. Используйте мнимые «запреты». Дети любят поступать вопреки указаниям.
  6.  Укрепление уверенности в собственных силах учащихся — наиболее эффективная форма мотивации. Все рассмотренные приёмы мотивации срабатывают только тогда, когда обучающиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что достигли нужного уровня требований и ожиданий. Чем больше обучающимся доверяют, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи.
  7. Использование «самосравнения» или оценки «неиспользованного резерва». Обучающиеся должны иметь обратную связь относительно своих успехов в учебе. При этом полезно использование реальных результатов и тех результатов, которые обучающиеся могли бы иметь при должном отношении к обучению.
  8.  Предотвращение потери интереса к изучению, что может быть связано с повышенной напряженностью, со стрессом, блокирующим мыслительную и познавательную деятельность, с появлением ряда комплексов; не следует доводить ситуацию до критического уровня.
  9. Создание ситуаций постоянного поиска в процессе обучения. Создание ситуаций для поддержания у обучающихся общего положительного отношения к учению, педагогу, образовательному учреждению. (Например, обсуждение на занятиях вопросов, волнующих обучающихся, в т.ч. и тех, которые отдалённо связаны с темой занятия, предоставление возможности обучающимся высказаться, обратить на себя внимание).
  10.  Индивидуальное целеполагание или планирование целей и задач обучения самими обучающимися — проверенный способ мотивации. Только тогда, когда обучающийся сам ставит индивидуальные цели обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность обучения. Возникшее чувство «успешности» усиливает мотивацию. Чтобы обучающийся смог обосновать и поставить цель, составить план её достижения, организовать и направить свою деятельность, его необходимо подготовить, развить на предшествующих этапах воспитания.

 

Стратегии управления гневом

Каждый из нас время от времени испытывает злость или гнев. Некоторые психологи даже утверждают, что это абсолютно нормальный процесс и не стоит ему препятствовать. Но что делать, если вспышки гнева происходят слишком часто, а ваша жизнь, здоровье и отношения с окружающими от этого страдают?

Психолог Уильям Смит был уверен, что злость – это переходная эмоция, возникающая после длительной раздражительности и приводящая к гневу и состоянию аффекта. Злость является одной из самых распространенных эмоций и мы даже себе примерно не можем представить масштабы проблемы.

Мы злимся каждый день, разница только в интенсивности и частоте. Вот распространенные причины злости:

 

  • Разочарование в себе и окружающих;
  • Боль;
  • Беспокойство;
  • Несправедливость;
  • Справедливая и несправедливая критика;
  • Угрозы.

 

Люди испытывают злость по совершенно разным причинам и реагируют на нее тоже по-разному. Чья-то злость переходит в гнев и шокирует окружающих. Другие люди переживают злость внутри себя. Так или иначе, но нужно принимать ответственность за то, что мы чувствуем и как себя ведем.

Представляем 12 стратегий, которые помогут привести в порядок свою нервную систему.

 

  1. Признать наличие проблемы. Если в определенной ситуации вы поймете, что вам тяжело справиться с собой и своей злостью, то для начала хотя бы признайте, что у вас есть проблема. Будьте честны перед собой, потому что в таком состоянии человек не всегда думает о том, что происходит. Если вы признали, что разгневаны, у вас уже есть возможность повлиять на свои эмоции и избежать неприятных последствий.
  2.  Вести журнал. Знаете ли вы, что у вас вызывает злость? Всегда ситуации разные или все же имеются определенные тенденции? Очень важно понимать, где находится источник раздражительности. Если вы знаете врага в лицо и можете назвать его имя, значит осознаете, с чем придется иметь дело. Уничтожив этого врага, вы можете существенно поднять уровень своего счастья.
  3. Попросить поддержки. Если у вас есть близкий человек, которому вы сами помогали, попросите у него поддержки. Этот разговор может быть сложным эмоционально, поэтому готовьтесь выслушать неприятную правду и не испытывать раздражительности. Как вы понимаете, попросить о поддержке значит не только получить добрый совет и утешение. Это значит поделиться своими мыслями, спросить у человека, как часто вы сами на него злились и к чему это приводило.
  4.  Прервать цикл злости. Когда вы чувствуете, что злы, попробуйте следующие техники: — Мысленно прокричите «Стоп!»- Практикуйте техники расслабления.- Если у вас нет времени, сделайте несколько глубоких вдохов.- Посчитайте до десяти прежде чем ответить.- Заменяйте негативные эмоции позитивными.- Если есть возможность, прогуляйтесь. Отвлеките себя тем, что вы обычно любите.
  5.  Использовать эмпатию. Если источник вашей злости – другой человек, используйте эмпатию для того, чтобы посмотреть на ситуацию его глазами. Будьте объективны. Все совершают ошибки, а если и не признают, то лишь потому, что боятся ущемить свое самолюбие. В моменты злости человек вам кажется дьяволом, но вы же знаете, что на самом деле это не так.
  6.  Использовать юмор. Когда человек не воспринимает себя слишком серьезно и умеет смеяться над собой, он не будет вступать в конфликты и раздражаться без особой причины. В следующий раз, когда будете чувствовать злость, попытайтесь преувеличить ситуацию и довести ее до абсурда. Вам нужно приуменьшить чувство собственной важности, чтобы посмеяться над самим собой. Можете представить себя со стороны в эту секунду и «дорисовать» смешную шляпу или наряд.
  7.  Расслабиться. Раздраженных людей может вывести из себя любая мелочь. Как правило, раздраженность копится некоторое время, затем переходит в злость и, если не принять меры, человек взрывается гневом. Поэтому если вы чувствуете, что постоянно раздражены, вам просто необходимо использовать техники расслабления, причем ежедневно. Вам возможно будет жаль этого времени, однако подумайте о том, к каким печальным последствиям приводит постоянная раздраженность. Больше спите, пейте воду и отдыхайте.
  8.  Построить доверительные отношения. Если вы строите доверительные отношения со всеми окружающими, значит у вас будет намного меньше причин для злости. Будьте честны с другими людьми, держите слово, объясняйте свои поступки и действия. Люди ответят вам взаимностью и вы избежите недопонимания.
  9.  Слушать эффективно. Конечно, это целое искусство – не обращать особого внимания на слова и правильно считывать информацию. Люди говорят словами, но думают эмоциями, поэтому их не всегда легко понять. Иногда злая фраза, брошенная в вашу сторону, совершенно не означает, что человек хотел вас обидеть. Поэтому в этих случаях не обращайте внимание на слова, а больше думайте о том, что побудило человека их сказать.
  10.  Быть ассертивным (ассертивность – это умение сохранять своё достоинство, не принижая достоинства и чести другого человека). Это означает учитывать свои интересы и чужие интересы. Вы всегда стараетесь найти баланс и не допустить ситуации, при которой чьи-либо интересы ставятся выше других. Ассертивные люди честны и откровенны, они уважают ценности и эмоции других людей. Когда вы злы, очень сложно выражаться четко и ясно. Поэтому развивайте ассертивность с тем, чтобы не терять голову даже в таких ситуациях.
  11.  Жить каждый день так, словно последний. Жизнь коротка, поэтому на тратьте свое время на раздражительность, злость и гнев — вы пропустите множество радостей и сюрпризов, которые она вам приготовила. Вспомните, сколько раз ваша злость портила ваши отношения, а также настроение родным и близким. А ведь это время не вернешь назад.
  12. Простить и забыть. Копить в себе злость днями, неделями и годами очень опасно для ваш же самих. К тому же вы можете возобновить взаимоотношения с человеком и жить дальше. Начните прямо сегодня.
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?